Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Закон семьи 1. Каждый ребенок должен жить в атмосфере любви, ис­кренности и доброты.

Атмосфера любви и сердечной при­вязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реали­зации его нравственных потребностей.

Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдель­ной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать об­щей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом известный русский ученый-педагог П. Лесгафт ут­верждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже чем розги», делает человека безнравственным по­требителем.

В воспитании ребенка необходимо исключить всякую ложь, даже самую «спасительную», как это порой кажется родителям. Если ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и пря­мо отказать ему в ответе или провести определённую границу в осве­домлении, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблачённым детской проницательностью. Не следует также говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты все равно не поймёшь». Такие ответы только раз­дражают ребёнка, вызывая неоправданное любопытство и само­любие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каж­дый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и преподаётся урок долга, дисциплины и порядочности.

Закон семьи 2. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, дол­жно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоцио­нальную окраску.

Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вни­кать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмо­циональное воздействие.

Родители должны своевременно перейти от конкретных фак­тов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принци­пов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают рассуждения, подчёркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают суть нравственных понятий.

Как правильно говорить с ребёнком? Все дело в том, что необ­ходимо знать ребенку, а также необходимо думать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего раз­говора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Именно семья в самую первую очередь учит культуре коммуни­кативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии знакомых и незнакомых людей вызывают глухое устойчивое раздра­жение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в луч­шую сторону.

В-третьих, необходимо определить, какого практического ре­зультата мы хотим добиться в ходе беседы.

И содержание, и тон, и место, и время разговора — всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к актив­ной деятельности по воспитанию самого себя.

«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоко­нравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В.А. Сухомлинский советует размыш­лять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учит­ся, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правиль­но поступают родители, которые вызывают у детей чувство гордо­сти их взрослостью, подбадривают свое дитя, вселяют веру в буду­щий успех.

В чём же вред упреков в воспитании детей? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные ре­шения в преодолении трудностей.

Закон семьи 3. Исключение из правил организации жизни в се­мье безнравственных приемов наказания ребенка.

Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает нака­зание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведени­ем, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Закон семьи 4. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский счи­тал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведе­нии, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нуж­но удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний — тончайшая филигранная работа «садовода» -воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Та­ким образом, потворство родителей действует очень вредно.

В. А. Сухомлинский говорит в своих книгах: «... искусство по­веления и запрета ... даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

Закон семьи 5. Традиции и обычаи семьи должны быть окраше­ны положительными эмоциями и чувствами.

Сегодня мы отмечаем важность воспитания чувств ребенка. Этим необходимо заниматься и в семье, и в школе. Это значит и словом, и поступками вызывать переживания, пробуждать чув­ства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или исполь­зуя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состо­ит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них свои­ми собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.

Закон семьи 6. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созида­тельным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд — это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в про­цесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный испол­нитель.

Закон семьи 7. Родители должны демонстрировать красоту сво­их отношений.

1. Принимайте ребенка таким, каков он есть. (У разных детей разные потребности.Одни нуждаются в присмотре больше, чем другие).

2. Никогда не приказывайте из прихоти. (Частое, зависящее от настроения родителей изменение правил приводит в замешательство).

3. Собственное поведение родителей - главный фактор в воспитании детей. (Даже ребенок своими поступками показывает, хороший он или плохой).

4. Не принимайте решение в одиночку. (Чтобы в семье царило единство, родители и дети должны сотрудничать).

5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие. (Бесполезно впадать в крайности, это может привести к беде).

6. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие - то трудности, все делайте сообща. (Излишняя строгость лишает детей уверенности в себе, излишняя снисходительность может оказаться пагубной).

7. Не допускайте излишеств в подарках детям. (Если родители учат детей дорожить материальными благами больше, чем духовными ценностями, это не принесет детям пользы).

8. Держите двери дома открытыми для друзей. (По мере того как дети растут, прививайте им способность различать и помогайте понять, какие качества следует ценить в друзьях).

9. Дети имеют право на ошибки, потому что они дети. (Родителям нельзя требовать от ребенка больше, чем можно ожидать, исходя из его возраста, окружения и способностей).

10. Следите за здоровьем ребенка. (Дети заслуживают родительской любви и внимания, они в этом нуждаются).

Мы рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся, что Ваша родительская дорога будет легкой и Вы не устанете в пути. Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы .Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом! Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к Вам!

Закон 1.

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2.

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношениюк другим людям. Не исключено, что можете оказаться и Вы.

Закон 3.

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают враньё ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4.

Не налагайте запретов. В природе ребенка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5.

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6.

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7.

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8.

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9.

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10.

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители!

 

 Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благородных детей!

 

1. Правило родительского оптимизма.

Каждый ребенок развивается по-своему. Если он чего-то не умеет по сравнению с другими детьми, значит, вы еще не нашли подходящего способа обучения. Любой ребенок может достичь хороших результатов, если вы верите в него!

2. Правило выбора.

В любой ситуации выбора выбирайте с позиции пользы для ребенка. Помните, что, попадая в примитивную среду, ребенок усваивает упрощенные модели поведения; попадая в сложные условия, ребенок приобретает гибкость и адаптивность.

3. Правило терпимости (правило Гауэна).

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, даже если они кажутся дикими или " за гранью ".

4. Правило ресурса.

Любой ребенок умеет что-то делать особенно хорошо. Это его личный ресурс. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность и справляться с разочарованиями.

5. Правило успеха.

Начинайте день с того, что ребенок умеет хорошо делать. Усложняйте задания постепенно. Вместе с тем помните, что родители часто оказываются в ловушке "вместе-вместо", начиная делать что-то с ребенком, который оказывается в затруднении, родители в итоге делают это вместо него.

Дайте своему ребенку шанс приобрести новый опыт!

 

1. Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка!

2. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

3. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения и (или) желания выполнить заданное упражнение.

4. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

5. Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это сослужит ему плохую службу.

6. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

7. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

8. Учите ребенка детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

9. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

10. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

11. Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи, братьями, сестрами.

12. Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.

13. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца.

14. Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику и завучу.

15. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию у него усидчивости, терпения и ответственности.

 

16. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубите проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков...
Девочки чаще выражают свою агрессию словом...

Если ребенок дерется

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин — мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. 

Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. 

Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно — уйти от драки.

Как предотвратить проблему

  • Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
  • Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии — не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п. Сделайте дома подобие боксерской груши.
  • Как справиться с проблемой, если она уже есть
  • Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».
  • Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы: не ставить подножку, не бить ногами и т. п.
  • Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может случиться дальше?»
  • Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Все маленькие дети иногда говорят неправду.

Если ребенок часто обманывает

  • Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают так потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.
  • Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти свое лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это на счет поведения, типичного для маленького ребенка.
  • Иногда можно принять за ложь фантазии малыша. К обману они никакого отношения не имеют.

Как предотвратить проблему

  • При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмэна интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».
  • Постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?» — лучше спросите: «Что произошло, когда вы поссорились?».
  • У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 

  • Если ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.
  • Если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», — давая ему понять, что отличаете ложь от правды.
  • Никогда не спрашивайте у малыша, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.
  • Упорное вранье — сигнал того, что ребенок сильно не уверен в себе: он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих.
  • Если обман связан с отрицанием факта совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, что нужно сделать».

Не фиксируйте внимание на упрямстве, "не помните зла". Правила поведения родителей

  1. Не фиксируйте внимание на упрямстве, "не помните зла".
  2. Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает.
  3. Не относитесь к ребенку предвзято.
  4. Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас "отстал".
  5. Никогда не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства - так вы разовьете у ребенка комплекс неполноценности.
  6. Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве, подумайте, а не проявляете ли упрямство вы сами.
  7. Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой - таким образом, вы сможете победить то или иное проявление упрямства, не ущемив детского самолюбия. Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпадало с его желанием.
  8. Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир "его глазами".
  9. Предоставьте ребенку право выбора! К примеру, если вы собираетесь пойти с ребенком на прогулку, не следует спрашивать его, хочет ли он пойти гулять, если вы заранее знаете о том, каков будет его ответ. Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или другую одежду. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления упрямства ребенка.

Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. Советы родителям - как воспитать из ребенка личность.

  1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
  2. Чаще вспоминайте себя в его возрасте.
  3. Имейте терпение и мужество отвечать на вопросы ребенка честно.
  4. Предоставляйте ребенку жизненное пространство.
  5. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
  6. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если он еще не закончил занятия. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
  7. Покажите ребенку, что его любят и принимают таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
  8. Поручайте своему ребенку посильные дела.
  9. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
  10. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
  11. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
  12. Помогайте ребенку общаться и находить общий язык с ровесниками.
  13. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
  14. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  15. Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.
  16. Приучайте вашего ребенка мыслить и действовать самостоятельно.
  17. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
  18. Со вниманием относитесь к его потребностям.
  19. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
  20. Не дразните ребенка за ошибки.
  21. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
  22. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.
  23. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.
  24. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.
  25. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
  26. Развивайте в ребенке позитивное восприятие мира.
  27. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему