Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Закон семьи 1. Каждый ребенок должен жить в атмосфере любви, искренности и доброты.
Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».
При этом известный русский ученый-педагог П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
В воспитании ребенка необходимо исключить всякую ложь, даже самую «спасительную», как это порой кажется родителям. Если ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать ему в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблачённым детской проницательностью. Не следует также говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты все равно не поймёшь». Такие ответы только раздражают ребёнка, вызывая неоправданное любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и преподаётся урок долга, дисциплины и порядочности.
Закон семьи 2. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.
Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.
Родители должны своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают рассуждения, подчёркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают суть нравственных понятий.
Как правильно говорить с ребёнком? Все дело в том, что необходимо знать ребенку, а также необходимо думать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Именно семья в самую первую очередь учит культуре коммуникативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии знакомых и незнакомых людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.
В-третьих, необходимо определить, какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы.
И содержание, и тон, и место, и время разговора — всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.
«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.
Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В.А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают свое дитя, вселяют веру в будущий успех.
В чём же вред упреков в воспитании детей? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
Закон семьи 3. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.
Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
Закон семьи 4. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».
Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний — тончайшая филигранная работа «садовода» -воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».
С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.
В. А. Сухомлинский говорит в своих книгах: «... искусство повеления и запрета ... даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
Закон семьи 5. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
Сегодня мы отмечаем важность воспитания чувств ребенка. Этим необходимо заниматься и в семье, и в школе. Это значит и словом, и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.
Закон семьи 6. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.
Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд — это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Закон семьи 7. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
1. Принимайте ребенка таким, каков он есть. (У разных детей разные потребности.Одни нуждаются в присмотре больше, чем другие).
2. Никогда не приказывайте из прихоти. (Частое, зависящее от настроения родителей изменение правил приводит в замешательство).
3. Собственное поведение родителей - главный фактор в воспитании детей. (Даже ребенок своими поступками показывает, хороший он или плохой).
4. Не принимайте решение в одиночку. (Чтобы в семье царило единство, родители и дети должны сотрудничать).
5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие. (Бесполезно впадать в крайности, это может привести к беде).
6. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие - то трудности, все делайте сообща. (Излишняя строгость лишает детей уверенности в себе, излишняя снисходительность может оказаться пагубной).
7. Не допускайте излишеств в подарках детям. (Если родители учат детей дорожить материальными благами больше, чем духовными ценностями, это не принесет детям пользы).
8. Держите двери дома открытыми для друзей. (По мере того как дети растут, прививайте им способность различать и помогайте понять, какие качества следует ценить в друзьях).
9. Дети имеют право на ошибки, потому что они дети. (Родителям нельзя требовать от ребенка больше, чем можно ожидать, исходя из его возраста, окружения и способностей).
10. Следите за здоровьем ребенка. (Дети заслуживают родительской любви и внимания, они в этом нуждаются).
Мы рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся, что Ваша родительская дорога будет легкой и Вы не устанете в пути. Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы .Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом! Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к Вам!
Закон 1.
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2.
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношениюк другим людям. Не исключено, что можете оказаться и Вы.
Закон 3.
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают враньё ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4.
Не налагайте запретов. В природе ребенка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5.
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6.
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7.
Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.
Закон 8.
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9.
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10.
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители!
Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благородных детей!
1. Правило родительского оптимизма.
Каждый ребенок развивается по-своему. Если он чего-то не умеет по сравнению с другими детьми, значит, вы еще не нашли подходящего способа обучения. Любой ребенок может достичь хороших результатов, если вы верите в него!
2. Правило выбора.
В любой ситуации выбора выбирайте с позиции пользы для ребенка. Помните, что, попадая в примитивную среду, ребенок усваивает упрощенные модели поведения; попадая в сложные условия, ребенок приобретает гибкость и адаптивность.
3. Правило терпимости (правило Гауэна).
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, даже если они кажутся дикими или " за гранью ".
4. Правило ресурса.
Любой ребенок умеет что-то делать особенно хорошо. Это его личный ресурс. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность и справляться с разочарованиями.
5. Правило успеха.
Начинайте день с того, что ребенок умеет хорошо делать. Усложняйте задания постепенно. Вместе с тем помните, что родители часто оказываются в ловушке "вместе-вместо", начиная делать что-то с ребенком, который оказывается в затруднении, родители в итоге делают это вместо него.
Дайте своему ребенку шанс приобрести новый опыт!
1. Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка!
2. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
3. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения и (или) желания выполнить заданное упражнение.
4. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
5. Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это сослужит ему плохую службу.
6. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
7. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
8. Учите ребенка детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
9. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
10. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
11. Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи, братьями, сестрами.
12. Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.
13. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца.
14. Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику и завучу.
15. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию у него усидчивости, терпения и ответственности.
16. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубите проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков...
Девочки чаще выражают свою агрессию словом...
Если ребенок дерется
Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин — мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры.
Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя.
Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.
Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.
Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.
Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно — уйти от драки.
Как предотвратить проблему
Все маленькие дети иногда говорят неправду.
Если ребенок часто обманывает
Как предотвратить проблему
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Не фиксируйте внимание на упрямстве, "не помните зла". Правила поведения родителей
Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. Советы родителям - как воспитать из ребенка личность.