29.03.19 прошло заседание ШМО учителей начальных классов. Тема: «Школьная система оценки качества начального образования. Формирующее оценивание» (семинар-практикум)
Рук. ШМО Обухова И.Н. отметила, что если раньше контроль и оценка осуществлялись только педагогом, то теперь эти компоненты учебной деятельности формируются у младших школьников и даже старших дошкольников. Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Первое, чему должны научиться дети, – это соотносить успешность выполнения работы с учебными целями, которые отражены в критериях успешного выполнения, по которым оценивается работа (показателями, задачами). Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:
· оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
· предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
· оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
· ученик вовлекается в процесс самооценки или партнёрское оценивание;
· обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
· укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении.
· оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
Карпенко Л.П. представила презентацию с курсов повышения квалификации «Оценка без отметки». Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает прежде всего свое личное мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений, навыков. Склейка понятий «оценка» и «отметка» произошло хотя бы потому, что долгие годы наша страна имела единую общегосударственную систему оценивания: пятибалльную отметочную систему.
Авдюкова М.Б., Матора О.И., Овчинникова М.В., Кот Г.В. на практике показали, как надо составлять критерии успешности, как можно на одном задании научить детей выделять умения, которыми они должны овладеть.